Откуда черпает свое могущество страх? Контроль как неэффективное средство борьбы со страхом. Взгляд ЭА. Что происходит с человеком, когда он охвачен страхом? В обычной жизни внимание людей тотально не фокусируется на контроле. В отсутствие страха человек бывает больше занят тем, что его окружает, что создает фактичность его бытия. Чтобы не быть неосмотрительным, он уделяет лишь какую-то необходимую часть своего внимания опасному и угрожающему. Остальное внимание обращено на то, что он «держит в руках». По-другому обстоит дело, когда он боится. Тогда внимание все больше направляется на то, что могло бы произойти. Тот, кто боится, может, например, вдруг осознать, что мог бы заболеть здесь, на конгрессе в Гамбурге. Его ужасает возможность, что это, как назло, могло бы произойти именно тогда, когда он будет не дома. Неуверенность в него вселяет также осознание, что, несмотря на все предупредительные меры, от этого невозможно полностью обезопаситься. Чувство страха чаще всего не ограничивается конкретной ситуацией. Тревожный человек чувствует, что могло бы произойти и что-то намного худшее, например автомобильная авария по пути домой. Возможно, это будет невнимательность или поломка в машине, или же кто-то другой по глупости мог бы врезаться в его машину, хотя сам он был абсолютно острожен. Того, кто боится, постоянно сопровождает такое чувство, что он – даже не по своей вине – может попасть в беду и, по сути, быть беззащитным. Он не хочет становиться суеверным, не хочет бояться худшего варианта развития событий, не хочет накликать на себя беду. Можно почувствовать, что неуверенность даже пробуждает веру в магические силы. Вселенная возможностей неисчерпаема. Могло бы произойти много чего: например, меня мог бы разбить инсульт из-за того, что меня бросил партнер или потому, что по моей неосторожности приходится умереть моей матери. И все это потому, что я с утра не помолился. Или потому, что сегодня 30-е число, а 30-е марта (30.03) – это критическая дата с тройками, которая приносит несчастья, и если я постоянно не буду принимать это в расчет, то не предотвратить мне беды, и моя мать умрёт по моей вине… Могло бы произойти… Всё может произойти, все мыслимое, и даже намного больше чем то, о чем мы думаем. Ничего не находится в безопасности. Получается, что мы ведем действительно ужасную жизнь. На самом же деле, при наличии определенного навыка, нет ничего такого, что мы можем воспринимать как опасное. Как представители феноменологического психотерапевтического направления мы в экзистенциальном анализе либо не интерпретируем ничего, либо только на определенных отрезках терапии. Как правило, мы ничему не даем трактовку, не ищем символы или ассоциации. Мы созерцаем, пытаемся всмотреться глубже – что, собственно, вызывает страх? О чем нам сообщает страх? Каково его феноменологическое послание? Вероятно, большинство сразу сказало бы – страх появляется оттого, что мы не имеем никакой власти над ситуацией; что мы не можем ее контролировать; что мы чувствуем себя беззащитными перед судьбой, властью других людей, природой – короче говоря, перед любым превосходством, под властью которого мы становимся жертвой. Но тогда зададимся еще одним вопросом: почему же тогда это ощущается, как совершенно ужасное? Ведь не для каждого человека подчиненность обстоятельствам является чем-то плохим. Например, суицидального человека угроза смерти никак не пугает. Он не боится гибели. Подчиненности обстоятельствам мы боимся только в том случае, когда она сталкивает нас с позицией, служащей фоном для формирования и развития страха – это воля к жизни, или, говоря более широко, это воля, которая противостоит тому, что могло бы произойти. Если кто-то, например, хочет жить, для него было бы ужасно потерять жизнь. Если кто-то не хочет потерять деньги, то будет бояться краха на бирже. Если кто-то не может жить без отношений (или ему тяжело без них), то одна только мысль о возможном разрыве отношений вселит в него страх. Страх указывает нам путь туда, где, как мы верим, мы можем реализовать свою экзистенцию. Он показывает нам, где, по нашему предположению находится наша жизнь, на чем мы основываем свое бытие-здесь (da-sein). Но страх также показывает нам, где мы, вероятно, очень хотим все оставить таким, как сейчас; где мы недостаточно дистанцированы и спокойны; слишком зациклены на целях, на успехе, на желании. Страх также показывает, где преувеличены ценности и завышены ожидания. Если это так, тогда мы ощущаем повышенный уровень страха и находимся в глубокой неуверенности, потому что чрезмерное желание влиять на исходную ситуацию, результат, события или его последствия – то есть попытка подчинить себе свою жизнь – не та форма, в которой мы можем ее проживать. Так мы не придем к экзистенции. Поэтому мы можем считать этот повышенный страх вполне здоровой реакцией. Он не дает нам потерять себя и защищает от потери настоящей жизни. Страх, таким образом, можно понимать, как «королевскую дорогу к экзистенции»* (Лэнгле 1997) потому что экзистировать – значит находиться в диалоге. По сути, экзистировать это отдавать себя в мир, равно как и забирать себя обратно и слушать, что «говорят» вещи/объекты в мире, смотреть, как они появляются и изменяются. Экзистирование – это непрерывное чередование между тем, чтобы действовать и позволять чему-то происходить. Экзистировать значит быть здесь и снова отходить на дистанцию, это присутствие, которое готовится к прощанию и подразумевает балансирование между жизнью и смертью на протяжении всей жизни. *Фрейд (1900/2002) называл сновидения «королевской дорогой к бессознательному». Тот, кто не может оставить в покое происходящее, никогда не получит от этого пользы. В этом смысле Герман Гессе уже дал нам совет в своем стихотворении «Ступени» - «Душа легко и весело простится...» Причина страха – в том, что нам кажется, что мы не можем быть при данных обстоятельствах. Когда мы верим – или еще больше – чувствуем, что не выдержим того, что могло бы произойти, тогда возникает чувство, что мы погибаем, теряем почву экзистенции под своими ногами. Мы считаем, что упадем в «Ничто», которое «уничтожит» нас. Страх показывает нам, где наши отношения с бытием находятся под угрозой, где в них проявляется «не-мочь-быть». Таков, если говорить кратко, результат экзистенциально-аналитических исследований. Откуда черпает свое могущество страх? Однако свое могущество страх приобретает в первую очередь из-за нас самих. Заблокировать страх может нас только в том случае, если нам кажется, что мы не можем себе позволить возможное событие. Мочь-быть в первую очередь означает отпустить: дать вещам быть; позволить событиям происходить. Но если кому-то кажется, что он “не сможет, или ему будет очень сложно мочь быть при этих обстоятельствах”, то он не сможет позволить чему-то быть: он хочет это контролировать, он должен это контролировать: он должен делать так чтобы результаты или причины происходящего зависели от его собственной власти. Такой контроль порождает страх. Он порождается страхом и снова приводит к нему. Поэтому отказ от попытки контролировать результат снижает страх. Если мы можем дать чему-то быть, отпускаем это и ограничиваем свои действия тем, что соответствует происходящему и нам самим, то тем самым мы разгружаем наше бытие-здесь. Альфрид Лэнгле Из сборника статей Альфрида Лэнгле “Воплощенная экзистенция”, изд. Гуманитарный центр, Харьков, 2019.

Теги других блогов: контроль страх ЭА